Воровство и клептомания.
Как отучить ребенка красть?
Ручки, карандаши, ластики… Вся эта школьная мелочь то и дело пропадает у одних детей и появляется у других. Вроде и не воровство это… Просто попросил запасную ручку, а потом забыл вернуть владельцу. С кем не бывает?.. Но что, если ручку не возвращают и на следующий день, и через неделю?
А если ребенок незаметно «одалживает» их у одноклассников? В таком случае, это уже кража.
Кража – это тайное присвоение чужого имущество.
Воровство – вид преступной деятельности, заключающийся в совершении краж. Это целенаправленная деятельность человека (взрослого или ребенка).
За такие действия (говоря юридическим языком – преступные деяния) по закону полагается определенное наказание. Узнав о том, что их ребенок совершил кражу, родители, чаще всего, стараются сами как можно быстрее его наказать: лишают карманных денег, сажают под «домашний арест», запрещают встречаться с друзьями, применяют физическое наказание.
И мало кто старается разобраться в случившемся, внимательно выслушать ребенка. Все разговоры ограничиваются восклицаниями и причитаниями мамы («Как ты мог(ла)! Ты нас с папой позоришь! Ну, скажи мне, чего тебе не хватает?!») и суровым «приговором» папы («Сегодня ты жвачку украл(а), а завтра что, убивать пойдешь? Тюрьма по тебе плачет!»).
А если подобный случай получает огласку, то и родителей, и ребенка обязательно вызовут в школу на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И там, стоя перед родителями, учителями, психологом, социальным педагогом, директором и инспектором по делам несовершеннолетних, маленький «воришка» от страха, стыда и смеси множества других чувств, уж точно ничего внятного сказать не сможет.
Как постоянный участник таких заседаний в обычной средней школе, призываю всех родителей – поговорите с ребенком дома заранее! Доверительно, спокойно, без резких обвинений и навешивания ярлыков. Постарайтесь понять, почему так случилось. Ярлыки на ребенка навесят в других местах. И от наказания ему тоже вряд ли удастся уйти – в школе после кражи обязательно заведут на ученика отдельное дело и поставят «на внутришкольный контроль».
А если кража крупная или повторная, нарушителем обязательно заинтересуется инспекция по делам несовершеннолетних (сокращенно – ИДН) в лице закрепленного за школой инспектора.
Почему и зачем ребенок ворует
Вот наиболее распространенные причины:
1. Желание обладать чем-то недоступным другими способами. Если родители не могут купить ребенку желанную, но очень дорогую игрушку или другой ценный предмет, ребенок решается на кражу.
2. Желание обладать тем, что есть у всех других, кроме него. Т.е. – из зависти. «У всех в классе мобильные с камерой, а у меня – без».
3. За компанию. «Все пошли, и я пошел. Все украли, и я тоже».
4. Желание привлечь внимание ровесников или взрослых (в первую очередь – родителей). Если родители заняты только работой и собственными делами, если все разговоры с ним сводятся к проверке домашнего задания и выяснению, что он сегодня ел, воровство или другие резко отрицательные поступки могут стать детским криком о помощи: «Оставьте свои дела и побудьте со мной!»
5. Подражание родителям или другим значимым взрослым. Если папа или мама то и дело приносят что-нибудь «одолженное» (т.е. попросту украденное) на работе, то неудивительно, что и ребенок не сочтет зазорным «одолжить» понравившуюся ему вещь без разрешения.
6. Чтобы испытать острые ощущения («проверить свои силы»). Риск – поймают или нет, смогу ли не только украсть, но и обмануть, схитрить, отвертеться?.. В общем, почти как у Достоевского – «Тварь ли я дрожащая, или право имею»…
Что же делать?
Как известно, лучшее лечение – это профилактика.
И учить ребенка тому, что «чужое брать нельзя» нужно буквально с самого младенчества. Да, примерно до 5 лет у детей еще не сформировано понятие собственности и граница между «своим» и «чужим» для них еще весьма расплывчата. «Почему в гостях с чужими игрушками играть можно, а домой забирать нельзя?», «Почему в детском саду можно брать, что хочешь, а в магазине – нет?», «Почему мама берет мои вещи без разрешения, а должен спрашивать, чтобы взять ее?» – на такие вопросы порой сложно дать понятный ребенку ответ.
Однако к школе разницу между «своим», «чужим» и «общим» ребенок уже должен знать хорошо. А заодно и понимать, что если закон «нельзя брать чужое без разрешения» будет нарушен, за ним обязательно последует наказание.
Важно, чтобы ребенок не просто слышал от родителей, что «воровать нельзя», но и понимал, почему нельзя, осознавал последствия воровства.
Просматривая с ребенком мультики или фильмы, читая книги, обращайте внимание на тему краж, комментируйте или просите ребенка прокомментировать ситуацию. Обсуждайте с ним мотивы преступника, вместе придумывайте альтернативные возможности достижения той же цели (но только законным способом).
Это поможет ребенку при случае воздержаться от участия в воровстве «за компанию» или для демонстрации своей «крутости».
Помните – самое ценное, что вы можете дать своему ребенку – это ваша любовь и открытое, искреннее и заинтересованное общение с ним. Проводите больше времени за совместными делами и отдыхайте всей семьей, интересуйтесь делами, интересами и тревогами ребенка, будьте для него не только родителем, но и другом.
Если же кража все-таки произошла, не стоит паниковать.
• Спокойно поговорите с ребенком и четко обозначьте свое
отношение к произошедшему. Суть должна быть примерно такой: это преступление –
поступок крайне негативный, который вы осуждаете и которым вы очень расстроены.
• Расспросите у ребенка о причинах поступка, вместе
подумайте над тем, как еще можно было достичь цели, не нарушая закон.
• Озвучьте ребенку наказание, которое он заслужил, но
помните – оно должно быть адекватным проступку. Слишком серьезное наказание
может породить протест и желание поступить «назло», «отомстить».
• Не «вешайте ярлыков», не пророчьте ребенку мрачное
тюремное будущее, иначе он и станет вести себя как преступник – вы же больше не
верите в его хорошие качества!
Клептоман или вор?
Но что, если ребенок вовсе не вор? Ведь с понятием кражи связано и еще одно – клептомания.
Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству. Но в отличие от вора, у клептомана нет корыстных целей.
Украденные вещи (как правило, канцелярские или другие мелочи невысокой стоимости) не представляют для ребенка ценности, а значит, сами по себе не являются целью совершения кражи. Ребенок из богатой семьи может украсть из магазина копеечную жвачку, каких он на карманные деньги может купить не меньше десятка.
Бороться с сиюминутным желанием украсть человек практически не в состоянии, хотя и осознает, что совершает преступление, за которое будет наказан.
В отличие от воровства, клептомания – явление неосознанное. Ребенок не планирует будущее преступление, не заботится о мерах предосторожности и не думает о его последствиях. Он просто берет то, «что плохо лежит» в тот момент, когда ему этого хочется. А почему захотелось – объяснить не может.
Вызывают такого
ребенка в школе на заседание Совета по профилактике безнадзорности и
правонарушений, спрашивают:
«Ты почему украл? Ты что, не знаешь, что воровство – это преступление, за которое полагается суровое наказание?»
«Знаю» – говорит он.
«Ты что, думал, что тебя не поймают?»
«Нет, не думал».
И он не лжет. Он действительно этого не думал. И вообще в тот момент не думал о том, что будет после того, как он пройдет за линию кассы с украденной жвачкой или шоколадным батончиком. Не думал о том, как расстроится одноклассник, не найдя в портфеле любимую «фишку», что предпримут родители, не досчитавшись денег в кошельке…
Просто в тот момент ему очень захотелось это взять. И не просто захотелось, а очень-очень, так, что все нервы напряжены. Он взволнован, возбужден и в этом состоянии напоминает курильщика со стажем, который на время оказался без сигарет. Хотя возможно, ребенок и пытался себя сдержать, задумывался о грядущем наказании, но… Ничего не смог поделать. С такими маниакальными порывами не справляются даже взрослые люди.
После кражи клептоману становится легче, проходит напряженное состояние. Однако на смену ему часто приходят стыд и раскаяние.
Причины клептомании
Так почему же возникает клептомания? Что же толкает детей на противоправное поведение?..
Помимо психических заболеваний (например, эпилепсии), которые встречаются не столь часто, клептоманию может вызывать сильный конфликт, в который вовлечен ребенок.
В первую очередь, следует обратить внимание на его отношения с одноклассниками и учителями. Случается так, что лидер по натуре волей обстоятельств (или своего неправильного поведения) оказывается на низшей ступени в иерархии класса. Таких детей называют изгоями – одноклассники с ними не общаются или постоянно дразнят, обзывают и не зовут в компанию.
И если разница между тем положением, которое ребенку хочется занимать в классе и тем, которое он реально занимает, очень большая, это может стать причиной клептомании как неосознанного протеста против существующей ситуации.
Однако после случаев кражи конфликт, чаще всего, становится еще более явным – воров в коллективе не просто не любят, их презирают. Даже раскаяние и обещания «больше так не делать» могут не помочь.
В таком случае, лучшим решением проблемы станет смена обстановки – например, переход в другую школу, где к новому ученику отнесутся непредвзято. Однако на новом месте ребенку придется быть более внимательным – избегать конфликтов и ссор по пустякам, постепенно вливаться в новый коллектив и уж точно напрочь забыть о желании что-либо украсть. Впрочем, если ребенка в классе примут нормально, такого желания у него и не возникнет.
Однако, если клептомания вызвана психическими нарушениями, помочь ребенку сможет только специалист-психиатр. И чем раньше родители обратятся к нему, тем выше шансы на успех, так как в целом клептомания достаточно невосприимчива к лечению.
Автор: Ольга Моисеенко, практический психолог.