Как помочь ребенку преодолеть робость?
Общительный ребенок пользуется большей популярностью у
сверстников и имеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в
его будущей семье. К застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся
в виде избегания ребенком всего нового, и, в частности, - избегания новых
контактов.
Хорошо известно,
что общительный ребенок пользуется намного большей популярностью у сверстников
и имеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в его будущей
семье.
Исследования показывают, что к
застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в виде
избегания ребенком всего нового, и, в частности, - избегания новых контактов.
Однако, существует еще один мощный фактор.
Робкий ребенок избегает контактов,
потому что у него нет успешного опыта общения с малознакомыми ему людьми. А
такой опыт невозможен без владения ребенком некоторыми базовыми навыками
общения.
Задача родителей – научить его этим
навыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения налету, другим нужна небольшая
тренировка. Это совсем не сложно, так как проблема страха общения в
значительной степени решается умением ребенка уверенно применять всего 3-4
фразы.
1. Научите его знакомиться
Умение знакомиться – уже полдела.
Многие дети боятся подойти и познакомиться просто потому, что не знают что
сказать. Прорепетируйте: сначала вы играете роль ребенка, а он – того мальчика
на площадке. «Ты подходишь и говоришь: «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот
и все. «Теперь я – тот мальчик, а ты – подходи и знакомься со мной, говори
«привет, меня зовут Ваня, а тебя?».
Если ребенок повторил за вами,
отпразднуйте это, как минимум захлопайте в ладоши и похвалите. Если он не
проявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите ему другую –
разыграйте эту сценку между его любимых кукол (машинок, динозавров и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда он
произносит заветную фразу смотреть в глаза, улыбаться (очень важно!) и, для
детей постарше, протягивать руку.
2. Научите его присоединяться к группе
Многие дети с интересом наблюдают
за группой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не решаются подойти и
присоединиться. Научите его как.
Дети обожают инициативных и гибких. Первое качество проявляется в речи фразой
«А давайте…», а второй «Ну, хорошо,…».
Точно также как и репетиция
знакомства, проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с
игрушками. А главное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, -
помните о силе личного примера.
3. Научите его интересоваться и задавать
вопросы
Умение слушать, особенно активно слушать, - самый редкий и самый мощный из всех
навыков общения. Развитие этого навыка – несомненно одна из главных задач
воспитания детей. Активно слушать – означает проявлять интерес к словам
говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые интересуют всех детей, например, «увлечения»,
«друзья», «что ты больше всего любишь», «музыка» и т.д. Разучите с ребенком 2-х
шаговую технику по каждой теме: первый шаг – проявление интереса по одной из
тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можно одним вопросом: «Скажи, во что ты любишь
играть?», «У тебя есть друзья?», «Какая группа тебе больше всего нравится?».
Уточняющий вопрос зависит от ответа.
Помогите ребенку освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с ним
несколько вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения
(привязка к ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример.
Главное – покажите ребенку как слушать не перебивая. Выражайте бурную радость
по поводу каждого, пусть малого, продвижения вперед.
4. Научите хвалить собеседника
Еще пара полезных фраз и ребенок будет удивлен неожиданным вниманием и
доброжелательностью к себе со стороны сверстников (и, наверняка, восхищением со
стороны взрослых).
Эти фразы, как по волшебству, меняют отношения людей к человеку их
произносящему. Они просты, но обладают огромным по силе потенциалом влияния на
собеседника. Вот они: «У тебя это здорово получается!», «Отличный выбор!», «Как
тебе это удалось?!» и тому подобные.